Русский язык / Олимпиады /

Олимпиада по русскому языку. 10 класс.

(1)Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2)И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

(3)Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой - апокалипсис, гибель человека и самой природы.

(4)Тем более необходимо в наше время - время высочайшего развития науки и техники - разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5)Что они представляют - культуру или антикультуру?

(6)Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7)Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8)Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

(9)Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10)Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. (11)Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

(12)Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.

 

(По С. Залыгину

(все задания по тексту)

Задание №1

В трех последних абзацах найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите его номер.

Задание №2

Среди предложений 4-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите его номер.

Задание №3

Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:

1)     риторический вопрос

2)     антитеза (противопоставление)

3)     парцелляция (неполные предложения)

4)     синонимы

5)     синтаксический параллелизм

 
Поделиться:
Русский язык / Олимпиады / Олимпиада по русскому языку. 10 класс.